Однажды ко мне за консультацией обратилась мама девочки-танцора. Она была обеспокоена и встревожена тем, что дочь отказывается заниматься танцами. Спортивными бальными танцами девочка занималась с 7 лет, показывала хорошие результаты на турнирах, однако по настоянию родителей танцевала с партнёром, который ей не нравился. В настоящий момент одна. В пару становиться не желает. Мама огорчена и расстроена. Боится, что дочь потеряет время и форму. Дочь не начинает поиски нового партнёра, предложения тренера и родителей отвергает. Все попытки матери убедить дочь продолжить занятия терпят фиаско.
Первое, что я могла рекомендовать матери, так это не давить на дочь и не настаивать. Ведь известно, что излишнее давление вызывает ещё большее сопротивление. Я дала понять матери, что понимаю её переживания, связанные с тем, что она затратила немало усилий на построение танцевальной карьеры дочери и сейчас рушились её ожидания. Когда мать говорила о своей дочери, у меня сложилось впечатление, что ребёнку лет десять. Я задала уточняющий вопрос. Оказалось, шестнадцать! Несоответствие реального возраста дочери тому, как её воспринимала и как говорила о ней мать, стали для меня определяющими при консультировании. Одна из задач работы психолога – как раз и выявлять подобные несоответствия и делать неосознаваемое осознанным. И осознания чаще всего бывает достаточно, чтобы ситуация, ранее казавшаяся клиенту сложной и безвыходной, начала приобретать иные смыслы, начала изменяться и у клиента появились ресурсы для её разрешения.
16-ти летняя девушка – это уже не ребёнок, который будет во всем согласен со своими родителями. И протест здесь – здоровая реакция взросления против излишнего контроля со стороны родителей. И если ранее дочь моей клиентки по настоянию родителей танцевала в паре с партнёром, который ей не нравился, то сейчас она своим поведением, а именно, отказом, сигналит родителям, что имеет своё собственное мнение и, возможно, другое желание, отличное от желаний её родителей. Если мать ослабит давление на дочь, у той появиться возможность осознать собственное желание, продолжать ли заниматься спортивными бальными танцами, заниматься ли поисками партнёра и кого выбрать в партнёры, сможет сделать свой выбор. И если она решиться в последствии на поиски партнёра и продолжение спортивной танцевальной карьеры, то это будет уже её собственное решение, за которое она будет готова нести ответственность.
Как сложилась дальнейшая судьба этой девочки, я не знаю. Однако результатом нашего с матерью разговора стало её желание и готовность изменить стиль общения с дочерью.
Данный случай интересен и показателен ещё и тем, что напоминает нам о том, что ребёнок, занимающийся спортивными бальными танцами, развивается не только профессионально, но и как личность, становится взрослее с течением времени, проживает свои возрастные и личностные кризисы, является частью семейной системы со сложившимися в ней отношениями, и всё это в комплексе влияет на его профессиональную деятельность. И что одна из главных задач, которая должна быть решена в семье на этапе взросления ребёнка – это вопрос сепарации (отделения) ребёнка от родительской семьи и создание в последствии собственной. И что одной из основныхродительских задач является обучение ребёнка быть ответственным, совершать выборы и нести за нихответственность. А этому возможно научиться только при условии наличия некоторой свободы.
С уважением
Анжелика Лештанова.
Психолог, гештальт-терапевт, оргконсультант