Головна сторінка



подписка на новости

У якій послідовності є для вас визначальними три фактора (Т., С., К.) при виборі участі у змаганнях:
Т. - Думка тренера
С. - Незалежна представницька суддівська панель
К. - Кількість та представництво учасників
Т., С., К.
Т., К., С.
С., Т., К.
С., К., Т.
К., С., Т.
К., Т., С.
Тільки Т.
Тільки С., К.
Тільки К., С.

Результаты    Архів

Міністерство молоді та спорту України

Національний Олімпійський Комітет України

Національний Університет фізичного виховання і спорту України
Громадський рух










: LND
Спортивний танець в Українi       Спортивный танец в Украине

«НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ»

02.12.2008
DanceInfo 

Одним из основных критериев оценки танцоров, танцевальных пар на турнире, является ТЕХНИКА или ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ. Среди прочего: подлинность стиля танца, ритм, качество, - судья определяет выразительность и контролируемость движения или, другими словами, степень осознанного управления движением.
Со стороны танцора - осознанно управлять движением – означает ощущать себя в танце каждую секунду, осознавать, насколько комфортно и уверенно чувствуешь себя на паркете, и реагировать сообразно сложившейся ситуации. В психологии степень такой осознанности и ощущения себя в танце, себя танцующим, называют степенью присутствия или личностного включения в ситуацию «здесь-и-теперь».
Определить танцору самому, насколько он может управлять тем или иным движением - просто, если обратить внимание на собственные ощущения во время танца. Думаю, в вашем репертуаре найдутся движения или фигуры, которые вы не понимаете, не чувствуете или считаете, что они у вас получаются не очень хорошо. Часто вы тратите много часов на их отработку перед зеркалом, спорите с тренером или партнёром, отказываетесь их выполнять…
Это и есть те моменты, где степень осознанного управления движением крайне низкая.
Что делать в таких случаях?
Прежде всего, необходимо знать, что любая хореография, которую вы заучиваете, является результатом «чьего-то» опыта. И чтобы движение стало «вашим», помогающим выразить вашу индивидуальность, его необходимо пережить, «присвоить».
Прежде, чем танцевальные движения стали регламентированными, они были способом выражения души человеческой, пройдя долгий путь изменений как по форме, так и по смыслу. Танцовщица Мери Уигмен так сформулировала представление о танце как средстве самовыражения: «Танец отражает самые глубокие человеческие переживания и потребности. Человек в танце является и носителем содержания, и средством его выражения; а инструментом выражения эмоций становится человеческое тело, чьи естественные движения создают сам материал танца – единственный материал, который принадлежит только исполнителю и которым только он один может пользоваться».
Ещё на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в её современном виде.
В западной культуре один из путей эволюции танца привёл к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В 1924 году Имперское Общество учителей танца решило стандартизировать танцы, известные в то время. Постепенно все танцы были подробно описаны и включены в конкурсную программу. К примеру, венский вальс, рождённый в эпоху романтических идеалов, является танцем любви и по нормам того времени – открытым и эротичным, танцем индивидуальных чувств и самовыражения, приобретая на рубеже XIX столетия исключительную популярность, с 1924 года подвергается описанию и добавляется к списку ballroom, или европейских танцев. Сегодня принято рассматривать соревновательные танцы как «артистический вид спорта».
Из небольшого экскурса в историю предлагаю вернуться к танцорам, желающим достичь вершин совершенства в исполнительском мастерстве, углубив и расширив собственный танцевальный репертуар. Как им научиться осознанно управлять движениями, чтобы танец являлся гармоничным и индивидуальным?
На этот счёт есть несколько рекомендаций.
1. Сконцентрируйтесь на движении, задав себе следующие вопросы:
• Что оно напоминает? Какие фантазии приходят на ум?
• Какие чувства оно вызывает? Как вы относитесь к тому, как исполняете его?
• Какое чувство останавливает желание выполнять данное движение?
Вы можете с удивлением обнаружить у себя другое желание, например, спать или есть, быть сейчас не на репетиции, а где-нибудь в другом более «увлекательном или менее скучном, отвратительном или раздражающем…» месте, может вы устали и вам нужна небольшая пауза?!
Осознание отвлекающих моментов нисколько не отвлечёт вас от тренировки, а скорее продвинет вас, так как вы начнёте заботиться о себе. А своевременная забота о себе, поверьте, благоприятно скажется и на отношениях с другими. А затем с большей энергией и желанием приметесь за выполнение прерванного задания.

2. Продолжайте концентрироваться на выполнении данного движения.
Здесь существует соблазн пуститься в подробное разбирательство: «какая мышца на спине должна сократиться в момент приближения ко мне моего партнёра, который должен положить мне руку на спину и погладить меня?…»
Утомительно, формально и сухо, не правда ли?
В результате вы начинаете «что-то делать со своим телом», оценивая и контролируя себя как бы со стороны. Танец тогда превращается в непрекращающуюся борьбу с самим собою и забирает массу энергии. Именно в борьбу, и именно с самим собою.
Почему так происходит? От недоверия к себе. Очень хочется соответствовать, сделать как надо, как правильно, как должно быть. Тогда мы и встречаем в прессе следующие замечания: «Отдельные пары хорошо обучены, показывают стиль, но тут же и много хаоса в технической базе. Ведь техника нужна не для того, чтобы на неё молиться, а для того, чтобы передавать музыку через пластику».
Ю.Пин даёт свою трактовку происходящему: «Многие взрослые пытаются станцевать интересную хореографию, не развив своё тело до уровня, когда посредством его можно вытанцевать в идеале то, что хочешь. Когда тело не развивается, то пары пытаются это перекрыть мимикой, размахиванием руками и ногами. Многие пары хорошо причёсаны, аккуратно одеты, находятся в хорошей атмосфере, но выглядят неадекватно тому, что придумано изначально в бальном танце».

3. Если вы готовы довериться себе и рискнуть, то… продолжая выполнять данное движение, определите возникающее чувство (иногда для этого необходимо на мгновение приостановиться) и запомните его.
Это может быть удовлетворение, радость, возмущение, страх, стыд, смущение, грусть и другие. Не бойтесь их и не гоните прочь. Постарайтесь исследовать и выразить в танце.
Чувства и движения неразрывно связаны между собой. Наиболее характерные для вас движения и способы телесного реагирования – результат вашего жизненного опыта. Готовы ли вы расширить свой опыт, изменить застоявшиеся паттерны? Ведь многие чувства в своей жизни человек привыкает не чувствовать, сдерживать, не проявлять, и на это найдутся вполне конкретные причины. Кто-то привык замирать от страха, кто-то не позволяет себе плакать, кто-то никогда не чувствует зависти, у кого-то улыбка превратилась в оскал. «Маски» чувств вопреки обстоятельствам заранее отстраняют человека от их проживания, обедняя тем самым танец.
Адекватной реакцией на страх будет осторожность и исследование уровня опасности; на смущение – возбуждение; на грусть - плач; на отвращение – отстранение или отвержение; на зависть – собственная активность. Возникающие чувства принадлежат именно вам и рождают собственно вашу индивидуальность. Присваивая чувства движениям, переживая их и реагируя телесно соответствующим образом, вы творите собственный индивидуальный танец, где вы – хозяева. Танец становится аутентичным и гармоничным, многообразным и живым, как сама жизнь и отношения между людьми. Здесь степень осознанного управления движением крайне высока.

4. Доверяйте собственным чувствам и реагируйте сообразно сложившейся ситуации, следуя за своим интересом. Где интерес – там возбуждение и энергия, так необходимая танцору для выразительного исполнения. Когда вам нравится, что и как вы делаете, тогда это обязательно будет интересно и другим.
Необходимо также помнить, что открыт новому и дальнейшему развитию тот, кто знает о собственной ограниченности (границы возможного), и с чистой совестью может сказать «это я могу, а это – не могу», ибо тогда у него появляется энергия на достижение чего-то большего.
Пока это всё, чем я хотела с Вами поделиться. Надеюсь, мне удалось немного заинтересовать Вас, возбудить интерес к самим себе и к уникальности Вашего собственного опыта. Дерзайте и успехов вам!

Анжелика Лештанова,
Психолог, гештальттерапевт
г. Одесса


WDC Нет рашистским оккупантам

«Talisman» - все для танца

Flymark

Dance Service

Работа в США

Организация поездки в Англию

Методика Євгена Чернецького

Консультации
Анжелика Лештанова  – психолог, гештальт-терапевт, бизнес-тренер и оргконсультант




















Анжелика Валериевна Мисяновская (Лештанова) – психолог, гештальт-терапевт, бизнес-тренер и оргконсультант
Психологическая поддержка и консультирование
танцоров-спортсменов, их родителей. Работа с танцевальной парой – поиск наилучшей формы отношений. Психологические тренинги для танцевальных коллективов.
Публикация 1, Публикация 2
Публикация 3, Публикация 4
Психологические тренинги для танцоров
Тел.: (097) 386 52 82,
(050) 071 48 36
psy_lav@mail.ru

e-mail Публікація матеріалів сайту на інших ресурсах може бути здійснена лише з дозволуадміністрації DanceInfo. При цьому посилання на сайт DanceInfo обов'язкове.