А теперь следующий шаг. Попробуйте вспомнить своего реального тренера/тренеров или танцоров. Какие чувства они у вас вызывают? Соответствуют ли вашим идеальным критериям? Довольны ли вы теми отношениями, которые сложились между вами? Всё ли ясно и понятно или есть недосказанность, обиды, разочарования и т.д. Разочарования и обиды часто возникают, когда наши ожидания не оправдываются. А недосказанность может приводить к неверно сделанным выводам и неверно принятым решениям. Знают ли ваши тренера или танцоры о ваших ожиданиях в отношении них? Уверены ли вы в этом на 100%? Вспомните, когда и как они узнали об этом? В какой форме? Часто простого сообщения бывает недостаточно, важным остаётся - понял ли другой то, что вы хотели ему сказать, и согласен ли он с вами, а также готов ли этот человек и в течение какого времени к дальнейшему сотрудничеству.
Известно, что и танцору, и тренеру в процессе спортивной танцевальной деятельности приходится испытывать на себе психологические нагрузки различной интенсивности. Это и проблемные ситуации, требующие незамедлительного решения в условиях достаточного напряжения и концентрации психологических сил и энергии, и переживание ответственности за свою деятельность. У танцоров и тренеров роли и задачи разные. Однако ясно, что и те, и другие являются элементами огромной системы под названием танцевальный мир. Успех танцора – это и успех его тренера, а здоровье и благополучие тренера – это залог успешности танцора. Возможно ли что-то предпринять, чтобы взаимодействие всех элементов данной системы приносило не только радость и удовлетворение от побед, удовольствие от самого процесса работы и самореализации в творчестве, но и помогало достигать необходимых результатов с наименьшими эмоциональными потерями?
На мой взгляд, успешными почувствовать себя танцоры смогут лишь в том случае, если будут доверять своим руководителям, а также будут иметь возможность опереться на них в своей танцевальной, спортивной, профессиональной карьере. А тренера со своей стороны, своим поведением и отношением, должны сделать всё от них зависящее и возможное, чтобы обрести доверие своих учеников.
Некоторая необходимость, дающая точку опоры и ясность в отношениях между танцорами и тренером/тренерами или руководителем клуба, мне видится в составлении договоров с двусторонними предложениями и взаимными обязательствами сторон, где каждый пункт может и должен обсуждаться, договор должен иметь свои сроки, а по его истечении участники имели бы возможность его дополнять и видоизменять по мере необходимости. В таком случае договор стал бы не только документом, подтверждающим взаимные договорённости и обязательства, но и отправной точкой для развития обеих сторон, некоторым планом профессионального роста и развития.
Конечно, при составлении подобных договоров о сотрудничестве необходимо учитывать возраст танцоров. «Танцор имеет право заключать договор, только если он совершеннолетний, иначе договора заключают его родители (законные представители). Контракт между клубом и спортсменом по российскому законодательству является по сути трудовым и заключается только со спортсменами-профессионалами», - комментирует Олег Шлимак, автор книги «Танцы в законе», г. Москва. «Договор считается составленным юридически грамотно, если в нём соблюдены обязательные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством, четко изложен предмет договора, нет противоречий с существующими нормами закона. Клуб может заключать договора только в том случае, если он оформлен как юридическое лицо. Тренер вправе заключать договор либо как представитель юридического лица, либо как зарегистрированный частный предприниматель».
Ниже привожу образец танцевального договора, предложенный Рубштейн Ниной, г. Москва. Руководители коллективов на его основе смогут составить подходящий для себя договор и внедрить в свою работу, предварительно проконсультировавшись у юриста.
Второй образец – зафиксированный на бумаге вариант личного плана работы и развития танцора, который также руководители могут позаимствовать для своей работы с танцорами.
Образец №1.
о совместном танцевании
Город «____» ____________200 __ г.
Настоящий договор заключён между ________________________________________________
_______________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество партнёра или одного из его родителей)
именуемом в дальнейшем «Партнёр» и _____________________________________________
_______________________________________________________________________________,
именуемой в дальнейшем «Партнёрша».
Договор заключён для совместной подготовки к соревнованиям по спортивным танцам и выступлениям на турнирах, конкурсах, Чемпионатах по ______________________________
программе (La, St, 10), в которую входят:
Самостоятельные тренировки;
Работа с педагогами: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Показательные выступления;
Выступления на межклубных, региональных, международных турнирах.
Режим самостоятельных тренировок ______ раз в неделю по ______ часа;
Режим индивидуальных уроков с тренером __________ часов в месяц;
Частота выходов на турниры _________ раз в месяц.
Предложения Партнёра
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сумма компенсации при условии одностороннего решения о расторжении договора составляет
_________________ гривен.
Адрес партнёра: Адрес партнёрши:
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Телефон: Телефон:
__________________________ __________________________
Подпись партнёра/ Подпись партнёрши/
одного из родителей одного из родителей
__________________________ __________________________
Образец №2.
Имя: _______________________________ Клуб: _________________________________
Тренер: ____________________________ Дата: _________________________________
Цель написания Плана – определение плана тренировок/турниров танцора на следующий год, обеспечивающих профессиональное развитие танцора. Опыт показывает, что лучшие результаты достигаются, когда:
План работы танцора характеризуется конкретными критериями успеха и сочетается с определением приоритетов
Танцор получает честный и актуальный отзыв тренера о своём танцевании, указывающий на то, как может быть улучшена подготовка танцора
План является документом и постоянно обновляется в соответствии с изменением приоритетов
1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНЦОРА
Заполняется тренером. Тренер:
Определяет уровень/класс танцора
___________________________________________________________________________
Перечисляет основные достижения танцора, а также результаты, им не достигнутые, определяет возможные причины успехов/поражений
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Описывает сильные стороны танцора и слабые стороны, требующие развития
Сильные стороны: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Слабые стороны: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ/ДОСТИЖЕНИЙ
Готовится танцором и дорабатывается с учётом комментариев тренера. Содержит:
Основные достижения танцора в течение прошедшего года
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Указывает прогресс по сравнению с целями и задачами прошлого года
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Описывает ситуацию, в которой были достигнуты результаты; действия, предпринятые танцором и действительно полученные результаты
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАНЦОРА НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД (ожидания, пожелания, предпочтения и интересы танцора)
Готовится танцором с целью обозначить свои ожидания тренеру, отвечающему за планирование танцевальной подготовки и развитие карьеры. Обсуждение предпочтений и пожеланий танцора позволит тренеру лучше сформировать план развития танцора.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ПЛАН РАБОТЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД (пожелания танцора корректируются и расширяются тренером)
Готовится танцором и дорабатывается тренером. Содержит:
План действий по повышению мастерства танцора; фокусируется на тех областях для развития, которые в наибольшей степени могут повлиять на эффективность танцора в будущем; описывает конкретные действия с временными рамками, которые танцор и тренер предпримут для содействия развитию в танцевальной сфере
Включает ожидаемые результаты во всех областях (тренировки, турниры и т.д.)
Содержит чёткие критерии оценки (измеримые результаты, сроки), которые будут являться критериями для оценки результатов проделанной работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. ПОДПИСИ
Подтверждают, что план был рассмотрен и обсуждён, каждый раздел Договора заполнен в соответствии с указанными критериями. Любые несогласия между танцором и тренером были высказаны и танцору была предоставлена возможность приложить дополнительные комментарии.
__________________________ ___________________________
Танцор (дата/подпись) Тренер (дата/подпись)
С уважением
Анжелика Лештанова.
Психолог, гештальт-терапевт, оргконсультант.
07.01.2009.